Искусство

18. Шопен. Дон Жуан

Большой зал филармонии, Екатеринбург

Отзывов: 0

Завершилось 01 июл 2022
ещё события

Time4
29-июн-2022 20:36 / Всем

Описание мероприятия
Фредерик Шопен обращался к жанру вариаций на чужие темы лишь в юности – в пору увлечения блестящим салонным стилем. Часть подобных произведений была создана им, вероятно, в качестве «ученического задания» во время обучения композиции в Высшей школе музыки в Варшаве. Именно к этому периоду принадлежат Вариации на тему из оперы Моцарта «Дон Жуан» (1827), написанные 17-летним музыкантом.

Жанр виртуозных вариаций на темы известных опер приобрёл огромную популярность в XIX веке. Автор удачного опуса мог мгновенно завоевать признание слушателей как композитор, а также имел возможность представить во всём блеске своё исполнительское мастерство. Именно в этом нуждался малоизвестный польский эмигрант, прибывший осенью 1831 года во Францию. В первом парижском концерте Шопен исполнил вариации на тему из «Дон Жуана» Моцарта. Присутствовавший на концерте Шуман в своей рецензии восторженно восклицал: «Шапки долой, господа, пред вами гений!»

Andante spianato и Большой блестящий полонез (1831–1835) знаменуют в творчестве Шопена вершину концертного стиля brilliant, достигшего расцвета к началу 1830-х годов. В полонезе первенство целиком и полностью принадлежит солисту, а оркестру отведена скромная роль аккомпаниатора. Вступительная часть – Andante spianato («spianato» в переводе с итальянского – «ровно») написана как большое фортепианное соло в характере баркаролы, безмятежное течение которой прерывает эпизод в ритме мазурки. Шопен, выведший полонез из салона на большую концертную эстраду, решил таким образом усилить национальный характер произведения, включив в композицию ещё один польский танец.

В блестящем Концертном рондо à la Krakoviak (1828), написанном 18-летним композитором, деревенский танец краковяк – стремительный, горделивый и темпераментный – обрёл поистине художественное воплощение. Ритмы польских народных танцев и песен таили для Шопена не меньшее богатство, чем жанры и выразительные средства профессиональной европейской традиции. Одним из первых он привнёс в западную музыку неизвестные ей славянские ритмы и интонации.

Программа концерта