Выставки/Фестивали

Парсифаль

Мариинский театр, Санкт-Петербург, Театральная площадь, д.1

Отзывов: 0

Завершилось 04 апр 2020
ещё события

Time4
11-ноя-2019 12:55 / Всем

Описание мероприятия
Предварительное бронирование не осуществляется!

Возврат билетов в Мариинский театр, Концертный зал Мариинского театра и Мариинский театр Новая сцена не осуществляется. Осуществление возврата билетов невозможно по техническим причинам.

Каждому зрителю необходимо приобретать билет! Посещение спектаклей и концертов детям до 5 лет нежелательно.

Внимание! Билеты продаются для российских граждан. Для иностранных граждан действуют иные тарифы. Билеты для иностранных граждан можно приобрести только в кассах "КАССИР РУ" и "Партнер Театральная касса".

Внимание! На спектакли, проходящие на сценах Мариинского театра, Концертного зала Мариинского театра и Мариинского театра Новой сцены не распространяется действие акций и спец. предложений.

Композитор Рихард Вагнер называл свою оперу «Парсифаль» «торжественной сценической мистерией» и считал, что для постановки, в которой показаны самые сокровенные таинства христианской религии, походит далеко не каждая сцена. Мариинка спектаклю «пришлась в пору» - с 1997 году он идет здесь с успехом, «опустошая» зрителей, заставляя их сопереживать, становиться участниками действа и, конечно же, задумываться о вечном.

Исполняется на немецком языке (сопровождается синхронными титрами на русском языке)

Музыка Рихарда Вагнера
Либретто композитора
Музыкальный руководитель – Валерий Гергиев
Постановка Тони Палмера (Англия) в редакции Мариинского театра
Сценография Евгения Лысыка

Продолжительность — 5 часа 25 минут, с 2 антрактами

Через страдание к знанию, от знания к состраданию,через сострадание – к любви.

Благочестивый король Титурель получил в дар от ангелов две великие чудотворные святыни: Святой Грааль (чашу, из которой пил Иисус во время Тайной Вечери и куда Иосифом Аримафейским была собрана кровь, пролитая Им на Голгофе) и Копье, пронзившее распятого на кресте Господа. Святыни хранятся в замке Грааля, где поселились рыцари, принадлежавшие основанному Титурелем братству, посвятившие жизнь борьбе за добро и справедливость. Сила Святого Грааля чудесным образом покровительствует воинам в их славных подвигах. Рыцарь Клингзор пытался стать членом братства, но не смог соблюсти обет целомудрия и оскопил себя, дабы умертвить чувственные желания. Но Титурель отказался посвятить его в рыцари Грааля. Обуреваемый желанием отомстить, Клингзор силою волшебства создал в пустынных окрестностях замка цветущий сад, населенный обольстительными красавицами. Он надеется, что рыцари Грааля не устоят перед женскими чарами и встанут на путь греха. Один за другим падают рыцари жертвами соблазна.

Амфортас, сын Титуреля, унаследовавший от отца власть в королевстве, выступил, вооруженный священным Копьем, на бой с волшебником. Но и его обольстила волшебная дева по имени Кундри. Клингзор завладел Копьем и ранил Амфортаса. Рана, нанесенная священным оружием, не заживает, причиняя Амфортасу невыносимые страдания.

Действие первое

Осень

Лесная поляна неподалеку от замка Грааля. Гурнеманц, престарелый рыцарь, поднимает пажей на утреннюю молитву и велит им приготовиться к совершению ежедневного омовения короля в священном озере. Неожиданно появляется всадница. Это Кундри, посланница рыцарей Грааля. Она служит братству преданно и самоотверженно, но держит себя холодно и отчужденно. Девушка в изнеможении падает на землю, так как проделала долгий путь, чтобы доставить королю целебный бальзам. На носилках вносят Амфортаса. Еще одна ночь прошла для него в мучениях: лечебная трава, добытая рыцарем Гавейном, не принесла облегчения. Теперь он возлагает надежды на снадобье, привезенное Кундри, но та с горькой усмешкой говорит страдальцу, что оно вряд ли ему поможет. Короля несут к озеру. Пажи, относящиеся к Кундри с опаской и подозрением, называют ее язычницей и колдуньей, но Гурнеманц приходит "дикарке" на выручку, напоминая им о преданности, с которой служит девушка Граалю. Юноши предлагают поручить ей вернуть священное Копье, но Гурнеманц отвечает, что эта задача по силам лишь герою, избранному самим Богом. Он рассказывает о том, как выстроил Титурель замок Святого Грааля, как был изгнан, и как отомстил Клингзор, об утрате Копья, о ранении Амфортаса и о божественном пророчестве, гласящем, что лишь просветленному состраданием "непорочному простецу" дано исцелить короля. Неожиданно со стороны озера слышатся крики. Кто-то подстрелил из лука кружившего над водой лебедя. Рыцари приносят Гурнеманцу мертвую птицу и приводят незнакомца, которого Гурнеманц сурово упрекает за бессмысленное убийство, совершенное в священном месте. Устыдившись своего поступка, тот сбрасывает лук. Это и есть Парсифаль, но ни своего имени, ни своих родителей он не знает. Впрочем, он вспоминает, что мать его зовут Херцеляйде (Сердечная мука). Кундри рассказывает, что юноша – сын погибшего в бою рыцаря Гамурета. Херцеляйде, не желая, чтобы сын стал рыцарем, вырастила его в глухом лесу. Но, встретив однажды всадников, Парсифаль последовал за ними. Сердце матери не вынесло разлуки, и вскоре она скончалась. Гурнеманц предчувствует, что перед ним тот самый "непорочный простец", о котором возвещало пророчество. В этот момент Кундри под действием неведомой силы погружается в сон, а Гурнеманц ведет юношу в замок. В храме замка собираются рыцари: предстоит торжественная церемония снятия покрова с Чаши. Вносят Амфортаса. Глухо, словно из могилы, раздается голос Титуреля, призывающий сына к выполнению священного обряда. Созерцание Грааля поддерживает в нем жизнь. Амфортас сетует на мучения, которые предстоят ему, когда откроется Чаша, и умоляет отца, чтобы тот сам совершил обряд. Но Титурель отказывается. Грааль торжественно открывается. От него исходит чудное сияние. Рыцари причащаются. Амфортаса, вновь истекающего кровью, мучимого нестерпимой болью, уносят. Парсифаль взволнован происходящим, но не может постичь его смысл. Гурнеманц, чьи надежды на юношу оказались обмануты, в гневе гонит его прочь. Глас свыше повторяет пророчество.

Действие второе

Зима

Сидя в башне, Клингзор видит в волшебном зеркале приближающегося Парсифаля. Надеясь лишить юношу целомудрия, он вызывает послушную его чарам Кундри. Она издевалась когда-то над распятым на Голгофе Спасителем и в наказание осуждена жить вечно, нести послушание у рыцарей Грааля и в то же время обольщать их, повинуясь велениям Клингзора. Страстно желающая смерти и искупления грехов, она получит их только тогда, когда найдется мужчина, способный противостоять ее чарам. До сих пор этого не удавалось никому. Сам Амфортас пал ее жертвой. Потешаясь над вынужденным "целомудрием" Клингзора, она поначалу отказывается соблазнять юношу, но ослушаться Клингзора не может. Когда Парсифаль появляется у ворот замка, волшебник посылает ему навстречу околдованных рыцарей, но герой выходит из битвы победителем и входит в сад.

Здесь Парсифаля встречают прелестные девушки – создания Клингзора, но их поддразнивания и заигрывания не смущают его. Появляется преображенная чарами Клингзора ослепительно прекрасная Кундри. Отослав девушек, Кундри рассказывает Парсифалю о смерти его матери. Затем, утешая терзаемого раскаянием юношу, она предлагает ему "последний знак материнского благословения – первый поцелуй любви". И этот поцелуй производит в нем страшную перемену: он вспоминает о трагической участи Амфортаса, и ему кажется, что он чувствует боль, терзающую несчастного. Жгучее сострадание, как и предсказывало пророчество, просветляет его. Ему открываются все мучения человеческого сердца, и становится понятно, что именно ему суждено спасти Амфортаса и стать королем Грааля. Кундри рассказывает Парсифалю о тяготеющем над ней проклятии, о бесконечных поисках искупления, которое она надеется, наконец, обрести в его объятиях. Но Парсифаль отталкивает ее. Кундри проклинает его, предрекая, что пути ему не найти, и призывает на помощь Клингзора. Волшебник пытается поразить Парсифаля волшебным Копьем, но оно повисает в воздухе над головой юноши. Парсифаль хватает его и творит им крестное знамение. Замок и сад Клингзора исчезают. Парсифаль отправляется на поиски замка Грааля.

Действие третье

Весна

Гурнеманц, живущий в лесу отшельником, находит лежащую в зарослях Кундри, погруженную в тяжелый сон. Очнувшись, девушка принимается прилежно и кротко служить ему. Появляется рыцарь в доспехах с опущенным забралом. В ответ на упреки Гурнеманца, говорящего, что такое одеяние не подобает для дня Страстной Пятницы, рыцарь поднимает забрало. Это Парсифаль, который после долгих странствий нашел, наконец, замок Грааля. Гурнеманц с радостью узнает святое Копье и приветствует Парсифаля как спасителя. Он рассказывает Парсифалю, что Амфортас отказывается совершать священный обряд открытия Чаши, жизнь братства замерла, а Титурель, лишенный созерцания животворной святыни, скончался. Амфортас, терзаемый раскаянием, решил сегодня совершить обряд открытия Грааля на погребении старого короля. Кундри омывает ноги Парсифаля и осушает их своими волосами. Водой из священного потока Гурнеманц окропляет рыцаря. После чего совершает обряд помазания и приветствует его как нового короля Грааля. Первым деянием короля становится крещение Кундри. Парсифаль восхищается красотой цветущих лугов. Гурнеманц говорит, что природа празднует Страстную Пятницу – день Всепрощения. Слышен полуденный звон колокола, возвещающего о начале погребальной церемонии. Взяв Копье, Парсифаль следует за Гурнеманцем и Кундри к замку Грааля.

Рыцари Грааля собираются в храме замка. Амфортас, потрясенный смертью отца и мучимый совестью, молит покойного о заступничестве перед Господом, но опять отказывается совершить обряд и просит рыцарей убить его. В этот момент входит Парсифаль. Прикосновением Копья он исцеляет рану Амфортаса. Амфортас, Гурнеманц и рыцари воздают новому повелителю Грааля королевские почести. Кундри обретает покой и прощение. Парсифаль приступает к священному обряду. Искупление свершилось.